29 декабря, четверг  |  Последнее обновление  — 15:07  |  realty.vz.ru
Недвижимость
•  О журнале
•  Размещение рекламы
Поиск по сайту
Прогноз Ресина
Прогноз Ресина
11 декабря 2008, 11:03
Текст: Павел Огородников
Фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД
Постоянная ссылка

Термин "пузырь недвижимости" не российское и тем более не московское изобретение,хотя вполне могло бы претендовать на это по причине абсолютной оторванности цен на квадратные метры в столице и ровно такой же недоступности жилья для большинства даже обеспеченных горожан. Об этом и планах столичных властей на ближайшее время с газетой ВЗГЛЯД поделился первый заместитель московского мэра Владимир Ресин.

В СМИ сейчас много сообщений о замедлении темпов строительства в Москве. Соответствуют ли это истинному положению вещей в столичном стройкомплексе и, если - да, то чем они вызваны?

Действительно, в первом полугодии наблюдалось некоторое замедление темпов строительства. Однако это не катастрофа. Традиционно самая «ударная» у строителей всегда вторая половина года. Так что время наверстать упущенное есть. Но и закрывать глаза на подобные сигналы было бы неразумно. Прежде всего обратите внимание, что сокращение объемов строительства характерно не только для Москвы. Итоги первого полугодия вообще получились очень неравномерными от региона к региону. Но есть очевидная закономерность: темпы сдачи объектов в эксплуатацию упали сильнее всего там, где строительный бум до недавних пор был самым мощным. Поэтому сильнее всего досталось Москве, Московской области и Центральному федеральному округу в целом. Уверенный рост продолжается там, куда строительный бум дошел совсем недавно: в Сибири и на Дальнем востоке.

Спрос на жилье в ЦФО и особенно в Московском регионе остается колоссальным. Причем как со стороны коммерческого рынка, так и со стороны государства как заказчика – я имею в виду социальное строительство. Инвесторы буквально выстроились в очередь, предлагают множество новых, интересных проектов. Государство наращивает социальные программы. И при всем том темпы падают! О чем это говорит? О том, что где-то в длинной строительной цепочке – от проекта до готового здания – появилось «узкое место». Одно из звеньев или несколько дают сбой, в результате чего тормозится весь процесс.

Если коротко – таких звеньев два: бумажная волокита и переход к новой правовой базе.

Многие СМИ называют процесс согласования разрешительной документации наряду с непрозрачностью процедуры конкурсов на застройку одной из основных причин коррумпированности строительной отрасли. Планируется ли предпринять какие-либо меры в этом направлении?

Давайте разберемся подробно. Для того, чтобы получить разрешение на строительство, нужно собрать и проработать множество вопросов: с энергетиками, коммунальщиками, архитекторами – простое перечисление инстанций займет не одну страницу. Прежде, чем начать работать мастерком, застройщик должен выполнить уйму бумажной работы. Пока объемы строительства были относительно невелики, бюрократическая система худо-бедно справлялась со своими функциями – хотя нарекания на нее были всегда. Но случился строительный бум – и через какое-то время инстанции буквально захлебнулись в собственных бумагах. Ситуация усугубилась тем, что все больше жилья и инфраструктурных объектов строится по городскому заказу. Бизнес делает часть проектно-сметных работ своими силами, а горзаказ увеличивает нагрузку на государственные организации. В этом году объем социального строительства перевалил за 50% от общего объема, третий год строится по сто детских садов… К такой нагрузке наши проектные институты оказались подготовлены слабо. Это что касается бумаг.

Кроме того недавно были приняты новые Градостроительный и Земельный кодексы и началась «перетряска» всего строительного законодательства. Чтобы Кодексы заработали, к ним «в комплекте» должна приниматься целая пачка норм, подзаконных актов разных ведомств. Условно говоря, закон – это мозг, подзаконные акты – это руки. Пока еще нет специальных, разъясняющих нормы законов актов – ни один закон в полную силу работать не будет. Подзаконные акты, нормативы и правила до сих пор находятся где-то в недрах федеральных ведомств. Из-за этого возникает неопределенность со многими разрешительными процедурами. Очень надеюсь, что наши законодатели наведут порядок и все «бумажные» строительные процессы ускорятся.

А что касается прозрачности, то наш основной принцип – строительство должно вестись на конкурсной основе. В составе Правительства Москвы работает Тендерный комитет: на его сайте и в официальных СМИ регулярно публикуются отчеты о его работе, о проведенных в городе конкурсах, тендерах и аукционах. Вся информация доступна, можно ознакомится. Мы работаем в открытую.

Вы обрисовали ситуацию в целом. А какие меры предпринимаются непосредственно в Вашем ведомстве прямо сейчас?

Пока идет политический процесс, мы успешно боремся с «бумажными» препонами. Во-первых, я лично проверяю сроки выдачи согласований и разрешений. И если они срываются – принимаю самые жесткие меры. Во-вторых, мы стараемся готовить документацию на перспективу – подобно тому как мы заранее строим коммуникации и дороги в новых кварталах. Например, я поставил задачу обеспечить готовность проектно-сметной документации по всей программе строительства на 2010 год не позже февраля 2009 года. Затем отобрать подрядчиков на открытых конкурсах. Тогда строители смогут выходить на площадку без единого дня задержки.

В чем причина высокой стоимости квадратных метров жилья в Москве, делающих его приобретение практически невозможным? Зависит ли это от себестоимости строительства? Реально ли снизить ее и что должен сделать для этого город?

Разумеется, стоимость квадратного метра зависит от себестоимости, но в условиях рыночной экономики конечную цену определяет рынок, то есть соотношение между уровнями спроса и предложения. Ситуация на рынке такова, что спрос на жилье по-прежнему огромен. Однако сейчас, на мой взгляд, наметилась тенденция стабилизации цен. Может быть даже, что цены вскоре пойдут вниз. Прежде всего это связано с тем, что сейчас стало тяжело брать кредиты в банках на недвижимость.

Что же касается того, какие могут быть приняты меры для снижения или хотя бы стабилизации цен, но однозначного ответа тут быть не может. Прежде всего потому, что мы не можем диктовать застройщикам цены, как это было в условиях плановой экономики. Задачу власти вижу в другом. Создавать условия для строительства, уменьшать бюрократизацию системы, время согласований – делать все от нас зависящее, чтобы объемы строительства росли. То есть надо строить, строить и строить, чтобы не было дефицита, нагнетающего цены.

Кроме того на стоимость квадратных метров большое влияние оказывают те, кто приобретает квартиры в инвестиционных целях, а таких довольно много. Думаю, введение налога для вла¬дельцев нескольких квартир, ко¬торый действует во многих стра¬нах, могло бы существенно ограничить число таких покупателей недвижимости.

В СМИ активно обсуждается вопрос использования промзон и земель, принадлежащих федеральным структурам, для строительства жилья. Что происходит сейчас и какие земли министерств и ведомств будут осваиваться первыми и где?

Не секрет, что в Москве практически не осталось свободных участков под застройку. Поэтому мы ищем новые эффективные подходы к использованию городских земель. К примеру, в столице много земель, принадлежащих федеральным ведомствам, которые не используются должным образом. Прежде всего, это касается полигонов и военных городков Минобороны, а также целого ряда федеральных предприятий, таких, как ОАО «РЖД». Если грамотно использовать эти резервы, можно построить не менее 1 миллиона квадратных метров жилья. До конца этого года планируется создать специальный фонд, в который будут переданы земельные участки, не используемые по прямому назначению министерствами и ведомствами.

Что же касается промзон, то работа по их освоению идет уже не первый год. Мы проводим ревизию всех промышленных зон города: неэффективные предприятия упраздняются, эффективные выводятся из столицы или реорганизуются. На высвободившихся площадях уже построено более 2,5 млн. кв. метров жилья. И в будущем эти объемы будут возрастать.

Особо хочу отметить, что при преобразовании промзон следует думать не только о жилищном строительстве, что очень заманчиво при сегодняшнем спросе на жилье, но и о необходимости сохранения рабочих мест в городе в непосредственной близости от места проживания. Мы начали строить в таких зонах технопарки для размещения среднего и малого бизнеса. Одним из самых крупных проектов ближайших нескольких лет обещает стать проект освоения территории завода "Серп и Молот", который уже практически выведен в Смоленскую область.

Что нового и позитивного принесет москвичам актуализированный Генплан столицы? Насколько рационален для перспектив города отказ от строительства высотных домов?

Как я уже говорил выше, актуализация Генплана была проведена для того, чтобы ликвидировать некоторые перекосы, возникшие в столичном градостроительстве в последние годы. О дорожно-транспортном и инженерном «перекосе» мы уже поговорили. Скажу несколько слов о другом. Я имею в виду строительство социальной инфраструктуры, прежде всего детских садов, острый дефицит которых наблюдается в столице. По детским садам мы уже вышли на объем в сто садиков в год, подтягиваем и другие объекты. Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков поставил перед нами задачу строить по 50 физкультурно-оздоровительных комплексов ежегодно и резко ускорить темпы строительства школ. В следующем году их должно быть 27, в 2010-м - 47, в 2011-м - 52.

Кроме того мы приняли ряд принципиальных для города решений, например, полный отказ от точечного строительства и переход к комплексной застройке и реконструкции кварталов.

В целом же новый Генеральный план развития города до 2025 года прежде всего ставит глобальные задачи, определяет направления, в которых будет развиваться Москва. А это – главное! – строительство жилья, особенно жилья социального, снос и реконструкция пятиэтажного и ветхого жилого фонда, активное развитие дорожной, инженерной и социальной инфраструктуры и многое другое.

Высотное строительство также является одним из направлений, обозначенном в Генплане. Просто строительство высотных домов будет ограничено программой Новое кольцо Москвы. Совеем отказать от высоток – неверно, ведь это не только эффективное использование дефицитных городских земель, но и архитектурное украшение столицы.

Какие объекты будут возведены в городе в ближайшие годы? Что будет построено и чем москвичи смогут гордиться?

Каждый год в Москве появляются уникальные объекты, которыми по праву могут гордиться и строители, и москвичи. В прошлом году закончили реконструкцию Музея-заповедника «Царицыно», совсем недавно открыли восстановленную Марфо-Мариинскую обитель, практически закончены работы в Петровском путевом дворце. В ближайшие годы новыми красками засияют отреставрированные Коломенское и Лефортово. Дорабатывается проект возрождения Слободы старообрядцев. На очереди – Останкино и Сретенский монастырь. Планируется привести его в порядок к 2012 году.

Бережно сохраняя историческое наследие города, мы не закрываем двери перед новыми проектами, современной архитектурой. В ближайшие годы будет завершено строительство Москвы-Сити, где возводится город небоскребов – все самое современное, что есть в мировой архитектуре и строительстве, нашло отражение в этом уникальном комплексе.

Москва – прекрасный город, стилистически разнообразный и полный архитектурных шедевров разных времен. И задача строителей – не навредить, сохранить атмосферу нашего города, гармонично дополняя и развивая ее. А повод городится своим городом, я уверен, у москвичей будет всегда.



404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.8.0
← На главную страницуПисьмо в редакциюПодписка на новости



Новости

 
Copyright © 2011 Деловая газета «Взгляд»
Все права защищены
E-mail: info@vz.ru